+7 (913) 729 44 74

Особенности театральной и концертной фотосъемки. Часть 1. О проблемах и средствах их решения

Спектакль "Холопка"Многие из нас наверняка хоть раз пробовали снимать на спектаклях или концертах, и, скорее всего, ничего хорошего из этого не получилось. Соответственно возникло ощущение, что проблема здесь даже не в каких-то грубых ошибках при съемке, а в том, что дело это непростое. Ощущение верное – дело непростое, и весьма. Сейчас поймете, по каким причинам. Поведу разговор с позиций профессионала, думающего о максимально высоком результате съемки, поэтому открытий про то, как здорово можно снимать на концерте мыльницей, в этой статье не будет. Однако надеюсь, что мой опыт будет кому-то полезен.

 

Сложные условия съемки

Действительно, сами по себе условия съемки бывают, как правило, очень жесткими и создают множество проблем, главные из которых:

  • необходимость стабилизации камеры;
  • недостаточное, неравномерное, нестабильное и контрастное освещение с плавающей цветовой температурой, на которое невозможно влиять;
  • сложность или невозможность смены точки съемки;
  • сложность изменения и контроля настроек съемки в темноте зала;
  • требование не мешать зрителям и артистам.

В разных ситуациях, в театре и на концертах, эти особенности проявляются по-разному, но присутствуют почти всегда. Поговорим о них подробнее и подумаем, что можно со всем этим сделать.

 

Сложный свет, съемка с одной точки и стабилизация камеры

То, что я вынужден написать здесь, вряд ли кого-то обрадует, но… Для качественной съемки в таких условиях просто НЕОБХОДИМЫ профессиональная полнокадровая камера, один-два хороших светосильных объектива и неплохой штатив, а также монопод. Других средств здесь еще не придумано.

Монопод в этом списке для того, чтобы иметь возможность быстро менять ракурс и точку съемки, если есть возможность перемещения по залу. Хотя лучше классической треноги по-прежнему ничего нет.

Оптические стабилизаторы в объективах с учетом использования хорошей опоры оказываются практически бесполезны, поэтому переплачивать за них при покупке оптики не имеет смысла. При съемке со штатива, если стабилизатор все-таки есть, его следует отключать, так как он скорее мешает - вносит инерционность при перестройке кадра и прилично сажает аккумулятор. Если же вдруг ситуация такова, что вы можете снимать только с рук, стабилизатор в светосильном объективе – ваш единственный шанс, который хоть и не даст, в отличие от штатива, абсолютных гарантий четких снимков, тем не менее, в разы снизит процент брака.

Мюзикл "Все звёзды"Иногда задают вопрос: что для театральной съемки лучше – светосильный объектив или объектив со стабилизатором? Ответ однозначный – светосильный. Дело в том, что стабилизатор компенсирует движение камеры и позволяет даже на относительно длинных для телеобъектива выдержках (порядках 1/50 с и даже длиннее) делать четкие снимки. Однако стабилизатор не в силах «заморозить» объект съемки. А ведь чаще всего действие на сцене не статично, а порой и очень динамично. Понятно, что на длинных выдержках подвижные объекты съемки будут смазанными и со стабилизатором, и даже со штативом. Такие выдержки не годятся, даже если актер активно жестикулирует. Поэтому для сцен с танцами и прочим активным движением необходимо укорачивать выдержку до значений порядка 1/500 с, если, конечно, вашей целью не является получение снимков, где движение сознательно смазано. А при такой короткой выдержке четкие кадры можно получать без стабилизатора даже с рук! Именно поэтому объектив со светосилой, скажем, на пару ступеней выше существенно расширит ваши возможности - выдержка станет короче в 4 раза!

 

Фототехника для съемки

Если говорить про технику, которую предоставляет на наш выбор компания Canon, то очень хороший, но не самый дорогой комплект для театральной съемки (сценической, а не закулисья и пр.) может состоять, например, из следующего:

  • полнокадровая фотокамера Canon EOS 5D, 5D MarkII, 5D MarkIII или 6D (чем новее модель, тем более впечатляющий выигрыш по шумам она обеспечивает);
  • светосильный зум-телеобъектив Canon EF 70-200mm f2.8L;
  • чрезвычайно светосильный фикс-телеобъектив Canon 135mm f2.0L.

Это весьма популярные у профессионалов и отлично зарекомендовавшие себя модели с умеренными ценами, позволяющие снимать при очень слабом освещении и имеющие наиболее подходящий диапазон фокусных расстояний. Само по себе качество картинки у этих объективов – превосходное даже на открытых диафрагмах, что очень важно – съемка в основном ведется именно на них. Зум весьма удобен и функционален, фикс лучше во всем остальном – светосиле, компактности, цене, имеет меньшую глубину резкости и сильнее размывает фон. Если обходиться одним объективом – лучше иметь зум. Конечно, есть и другие решения, но всё, что заметно лучше вышеперечисленного, обойдется в разы дороже. Да и среди зумов я просто не вижу альтернативы указанному объективу. Ну а, наоборот, сэкономить можно, покупая менее светосильные аналоги указанной или похожей оптики, но это сузит ваши технические и творческие возможности. Минимальная светосила объективов для театральной съемки – f4, хотя это, откровенно говоря, слабовато. На фотокамере экономить вовсе не советую.

Напомню, разница в светосиле даже на одну ступень – выигрыш по выдержке в два раза. Это заметно, порой это просто спасает!

Мюзикл "Дубровский"Иногда спрашивают: «200 мм фокусного расстояния бывает недостаточно, покупать еще объектив не хочется. Имеет ли смысл использовать телеконвертеры 1.4х или 2х?» Отвечу: нет никакого смысла. Дешевые модели катастрофически ухудшают картинку этих замечательных самих по себе объективов. Дорогие оригиналы телеконвертеров от Canon ухудшают тоже, и заметно. И самое главное – телеконвертер 1.4х снижает светосилу оптической системы на ступень, а телеконвертер 2х – на целых две ступени! Это слишком большая цена, поэтому вариант с 2х советую не рассматривать в принципе. Если уж так хочется больших фокусных расстояний, предлагаю чуть более дорогой, но во всех отношениях лучший вариант, особенно удобный, если у вас не один объектив – купить одну из камер даже начального уровня Canon EOS XXXD, например, 650D. В них установлена матрица с кроп-фактором 1.6, на который соответственно и увеличится диапазон фокусных расстояний всех объективов. При этом качество оптической картинки остается превосходным, светосила не падает, и вы имеете две камеры – объективы можно не менять, если что – есть резервная камера! Качество картинки у такой системы будет заметно выше, чем у полнокадровой камеры с телеконвертером. На кроп-камеру советую ставить самый длиннофокусный объектив, а на полнокадровую – оптику для средних и общих планов. Но все же не советую использовать кроп-камеру как основную. И еще – лучше хорошая оптика на кропе, чем плохая на полном кадре. Поэтому ставить дешевые супертелевики на 5D также не советую. Ну и в конце концов, если вы "не достали" до желаемого крупного плана - имея хорошую оптику, современную полнокадровую камеру и, как следствие, качественный четкий кадр, не будет преступлением кропнуть картинку на постпроцессинге. Если обрезка будет примерно соответствовать кропу 1.5х, уверяю - качество останется отличным! вообще по опыту - 200 мм для театра и концертов вполне достаточно, мы ведь все-таки не футбол на стометровом поле снимаем.

К штативу требования попроще, но самые дешевые не подойдут – нужно, чтобы он был достаточно жестким и устойчивым, рассчитанным на приличную нагрузку, т.к. связка 5D + 70-200/2.8L весит без малого 2,5 кг… Хорошо, если штативная площадка может откидываться в сторону, чтобы делать вертикально ориентированные кадры. Главное, чтобы это достигалось не в ущерб жесткости опоры.

 

Часть 2. Подготовка к съемке

Часть 3. Cъемка

Часть 4. Обработка

 

(с) , 2011

В статье использованы авторские фотографии спектаклей Новосибирского театра музыкальной комедии