+7 (913) 729 44 74

Особенности театральной и концертной фотосъемки. Часть 3. Cъемка

Мюзикл "Все звезды"Режимы съемки, экспокоррекция

Ну вот мы и добрались до съемки. В каких режимах снимать и на какие параметры ориентироваться?

На самом деле, условия освещения на спектаклях и концертах зачастую так сложны и так быстро меняются, что автоматика камеры слабо с этим справляется. Посему для съемки приемлемы только полуавтоматические и ручной режимы. Из полуавтоматических широко используется всеми любимый режим приоритета диафрагмы. Причем диафрагма устанавливается полностью открытой, либо чуть-чуть (до одной ступени) прикрывается, если на открытой качество картинки у используемой оптики невысоко. Однако в этом режиме почти наверняка потребуется введение экспокоррекции, и почти наверняка – отрицательной. Происходит это по причине того, что освещение на сцене, как правило, неравномерное, точечное. Прожекторами подсвечиваются солисты, в меньшей степени – другие действующие лица. А декорации и «задник» часто значительно темнее или вовсе тонут во мраке. И если не вводить экспокоррекцию, автоматика будет отрабатывать картинку в кадре в целом и выдавать пересвет основных действующих лиц, а это крайне нежелательно. Величина поправки зависит от перепада освещения между сценой и «задником». Обычно она составляет до одной ступени, но если задник абсолютно черный, может не хватить и двух. Отмечу также, что точечный экспозамер не является решением проблемы и будет давать еще бОльшие ошибки и вносить неудобство при построении кадра, замедляя съемку. Конечно, в любом случае при изменении освещения сцены ошибки будут возникать, их необходимо своевременно корректировать. Это приходит только с опытом. Основная задача – минимизировать ошибки до пределов, когда их можно без последствий исправить при обработке снимков.

Мюзикл "Дубровский"На концертах бывает, что динамика действия сохраняется примерно постоянной, а вот освещение меняется. В этом случае можно использовать другой полуавтоматический режим – зафиксировать диафрагму и желаемую выдержку и заставить аппарат отрабатывать изменения освещения с помощью автоматического изменения чувствительности. Экспокоррекцию придется вводить и здесь. Плюс в том, что таким образом вы, по сути, имеете режим минимальной чувствительности и, соответственно, минимальных шумов. Минус в том, что диапазон изменения чувствительности гораздо уже диапазона выдержек, что может привести к серьезным ошибкам в экспозиции. Поэтому здесь исключительно важно выставить оптимальную выдержку, чтобы чувствительность автоматически изменялась преимущественно в нижнем диапазоне значений, не достигая, однако, минимального значения, иначе возникнет риск пересветов.

Ручной режим также имеет свои плюсы и минусы. Он может быть оптимальным решением, когда освещение сцены практически не меняется – можно выставить экспозицию один раз и получить отличные снимки. Из этого же следует, что при динамичном освещении процент брака может превысить допустимые пределы. Повторю, что для правильного выбора режима съемки очень важно иметь предварительную информацию о сценическом действе. Даже в полуавтоматических режимах крайне важно сначала насколько возможно точно оценить главные параметры съемки, непосредственно влияющие на экспозицию, а в процессе съемки непрерывно контролировать и корректировать их. Об этом и поговорим далее.

 

Спектакль "Холопка"Диафрагма, выдержка и чувствительность

Итак, как уже говорилось, диафрагму открываем полностью или почти полностью. Выдержку сохраняем в пределах от 1/50 с до 1/500 с в зависимости от динамики происходящего на сцене. Общее правило такое – выдержка должна быть настолько длинной, насколько позволяет ситуация, для того, чтобы можно было не слишком «задирать» третий параметр съемки.

Чувствительность (ISO) должна быть низкой, насколько позволяет освещение. Не нужно ставить ISO3200 и «поливать» так весь спектакль! Это допустимо только на самых темных сценах, а при нормальном освещении нужно сразу уменьшать значение ISO. Вообще же, максимальное значение ISO, при котором шум матрицы полнокадрового фотоаппарата остается приемлемым и фотографии получаются высококачественными и пригодными для печати большими форматами (а в фойе театров часто вывешивают большие фотографии со спектаклей) – это, пожалуй, ISO2500 (на 2015 год, техника не стоит на месте, эта граница постепенно сдвигается к более высоким значениям). Вот на это значение и желательно ориентироваться, как на верхний предел. Светосильная оптика как раз позволяет в большинстве ситуаций не превышать его.

Есть здесь еще одна хитрость: шум матрицы при увеличении ISO растет немонотонно. Это значит, что не во всех случаях меньшее значение ISO даст меньший шум на изображении. Минимумы шума наблюдаются при ISO 160, 320, 640, 1250, 2500. Конечно, ISO640 шумит сильнее ISO320, но оно шумит меньше ISO500 и даже ISO400 – проверено, по крайней мере для аппаратов Canon! Вывод простой – нужной запомнить этот числовой ряд и при съемке выставлять только эти значения, пропуская остальные, особенно при высокой чувствительности.

 

Мюзикл "Все звезды"Съемка в RAW

Обязательно ли снимать в «сырой» формат (RAW)? В данном случае – категорически да! Только этот формат дает максимальные возможности для коррекции изображения. Мы уже сказали, что неизбежны ошибки экспозиции. Также будут меняться контраст изображения, цветовая температура. Постоянно двигать эти параметры через меню при съемке просто невозможно, да и верно определять их сходу тоже. Это разумно делать при обработке, для этого имеется ряд удобных и точных инструментов. Съемка в «сырой» формат требует только контроля экспозиции, а баланс белого, контраст, шумоподавление и пр. коррекцию можно сделать максимально хорошо потом, при обработке. Т.е. при съемке про эти параметры можно вообще забыть! К тому же возможности коррекции ошибок экспозиции для снимков в «сыром» формате несравнимы с файлами JPEG – здесь вы можете легко править ошибки до плюс-минус одной ступени экспозиции, то есть реально – «вытянуть» почти любой не "катастрофический" кадр, а также отдельно света и тени, если это необходимо.

 

Выбор точки съемки

Основная сложность в том, что не с любой точки зала, с которой бы хотелось вести съемку, можно это делать. Большая часть занята зрительскими креслами, да и не на всяком свободном месте удастся расположиться – можно стать серьезной помехой зрителям или даже, того не ожидая, помешать театральному действию. Как это возможно? Дело в том, что актеры иногда спускаются со сцены в зал, а также, наоборот, выходят из зала на сцену. Поэтому, перекрыв проход, можно создать серьезные проблемы артистам, а впоследствии – и себе. Понятно, что при выборе места очень важно заранее выяснить этот момент.

Мюзикл "Дубровский"Как снимать – сидя или стоя? Если за вами находятся зрители – только сидя. Однако в таком случае точка съемки может оказаться слишком низкой. Выход один – отодвинуться подальше от сцены и использовать естественный уклон пола в зале. Оптимальное положение фотоаппарата – примерно на полметра выше уровня сцены. Если не соблюдать это правило, то перемещения артистов на сцене по глубине будут требовать вертикального поворота аппарата, лица артистов будут располагаться на разных уровнях. При слишком низкой точке съемки передним краем сцены будут «обрезаться» ноги, это крайне нежелательно. Если у края сцены расположены приборы подсветки, подзвучки, то точку съемки надо поднимать выше, чем на полметра – до тех пор, пока профили приборов перестанут доминировать в кадре и закрывать ноги артистов на переднем плане. Наоборот, при очень высокой точке съемки в кадре будет много пола вместо декораций, и вообще вид сцены не будет соответствовать тому, что видят зрители из зала. Если пол ничем не покрыт, на фото он может выглядеть непрезентабельно. Для крупных планов такое положение камеры совершенно не подходит. Однако в некоторых случаях съемка с высокой точки может дать интересные общие планы, но весь спектакль снимать оттуда не стоит.

Чаще всего в залах имеется три прохода – по краям и в середине. Наиболее классическая точка – посередине с уровня чуть выше сцены. Но и здесь возможны сложности – как раз по центру могут находиться сценический микрофон и голова дирижера. В таком случае следует хотя бы немного сместиться в сторону.

Точки в крайних проходах неплохи для подсъемки дополнительных планов, но так же как и верхняя точка не рекомендуются для съемки всего спектакля – действие происходит как бы в стороне, актеры обращаются к середине зала, а фоном могут оказаться уже не декорации, а сценические технические средства. Но опять же для разнообразия несколько таких фото делать можно. Менять точку съемки удобно в антракте. Можно это сделать один-два раза и во время спектакля, используя монопод и боковые проходы. Действовать нужно бесшумно и быстро, уважая зрителей, купивших билет и пришедших на спектакль. На концерте перемещаться несколько проще, и там тоже пригодится монопод – он мобильнее.

Спектакль "Холопка"Из всего сказанного ясно, что на самом деле в зале имеется лишь 3-4 неплохих точки для съемки, а основная – одна, по центру, причем она, скорее всего, не будет располагаться очень близко к сцене. Использование фикс-объектива вносит дополнительные ограничения на расстояние до сцены.

Во время спектакля зрительный зал, как правило, затемнен, но если мы говорим о концерте, ситуация может быть иной. Иначе ведут себя и зрители - они могут не только сидеть, но и стоять, танцевать, эмоционально реагируя на происходящее, чем стоит воспользоваться. Поэтому имеет смысл время от времени снимать общий план зала и отдельные выразительные крупные планы зрителей - такие снимки могут также пригодиться, разбавить общий визуальный ряд сценических кадров и добавить определенных красок в вашу фотосерию.

Все вопросы, связанные с расположением для съемки, необходимо решить с администрацией до начала спектакля или концерта. Естественно, я предполагаю, что вы заранее согласовали съемку, получили разрешение, либо постоянно снимаете в этом зале, поэтому такого рода вопросы и проблемы оставим за рамками нашего разговора, речь немножко не об этом. Итак, вам должны предоставить стул, уладить вопросы со зрителями, если таковые возникают, возможно, даже пересадить кого-то, если это безусловно необходимо. Самоуправства допускать не нужно, вступать в пререкания со зрителями тоже. Решение всех этих вопросов в компетенции администрации, это их функции. Поясняйте свои просьбы тем, что это необходимо для хорошего результата съемки. Однако если вам что-то действительно нужно – не стесняйтесь просить и требовать, ведь вы здесь выполняете свою работу, а не развлекаетесь.

Нужен ли для съемки звукопоглощающий чехол? Моё мнение – нет. Звук затвора камеры слышен даже ближайшим зрителям только в паузах, в драматичных местах. Возможно, просто имеет смысл не щелкать в эти моменты почем зря. На концертах проблемы вообще нет. Сам по себе любой чехол снижает удобство и оперативность работы, рука начинает потеть. К тому же будет крайне наивным полагать, что такой чехол, имеющий множество отверстий, решит проблему и заглушит работу затвора. Нет, он сделает звук лишь немного тише. А эффективно глушить нужно, пожалуй, матрасом. Поэтому такой небольшой эффект не стоит самоистязания и денежных трат. Вообще, сам я никогда не использую режим серийной съемки, и это уже решает проблему. Считаю, что мастерство театрального фотографа заключается в том, чтобы думать, предугадывать, выжидать момент, делать 1-2 "выстрела" и попадать "в яблочко". Снимая сериями, вы не достигнете поистине высокого профессионального уровня, да и последующий отбор снимков существенно усложните.

И напоследок, не стоит забывать о том, что в театре происходит много интересного, но скрытого от глаз простого зрителя - репетиции, пресс-конференции, работа различных театральных служб, подготовка артистов перед выходом на сцену и еще много чего. Вся эта театральная кухня, закулисье позволяют увидеть и рассказать необычные истории. Особенно важно снять такой материал, когда вы готовите репортаж о какой-то постановке в духе "как это было" или об известном артисте, например, по случаю его бенефиса. Это послужит отличным дополнением к кадрам сценического действа, позволит рассказать Историю, т.е. поднимет вашу работу на иной уровень. Да и вообще, снимать всё это - очень увлекательно! К тому же, постепенно завязываются интересные и полезные знакомства в театральной среде, вы становитесь там своим человеком, а это очень важно.

  

Часть 1. О проблемах и средствах их решения

Часть 2. Подготовка к съемке

Часть 4. Обработка

 

(с) , 2011

В статье использованы авторские фотографии спектаклей Новосибирского театра музыкальной комедии

Опубликовано Гость в Втр, 10/18/2011 - 19:48.
отличная статья, спасибо, Дмитрий! Елена
Опубликовано khud в Втр, 10/18/2011 - 20:03.

 И Вам спасибо на добром слове, Елена! Хотел еще написать заключительную часть про обработку фотографий, там есть свои особенности, да всё руки никак не дойдут)

Опубликовано Гость в ср, 04/25/2012 - 15:58.
Дмитрий, ОГРОМНЕЙШЕЕ ВАМ СПАСИИИИБО!!! Скоро снимаю спектакль, узнала ответ на все свои сомнения :О) !!!!!!!!!!!!!! Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО ! С уважением, Марина
Опубликовано khud в ср, 04/25/2012 - 16:33.

 Да на здоровье, Марина! Рад, что материал оказался полезным.

Опубликовано Гость в Втр, 09/04/2012 - 21:55.
Дмитрий, спасибо за статьи. Из всего, что мне довелось прочитать по этому поводу - Ваши лучшие. С нетерпением ждем обещенного продолжения. Я имею ввиду статью об особенностях обработки.